Профессиональные стандарты

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ 8 495 961 43 63
УЗНАЙ ВСЕ О ПРОФ. СТАНДАРТАХ!

Что требует профессиональный стандарт от руководителя структурного подразделения в области управления персоналом?

Итак, Вы работаете руководителем структурного подразделения в области управления персоналом, может,  руководите отделом кадров, или отделом по подбору персонала, или отделом по обучению и развитию и т.д. И, конечно, и эта функция описана в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом». 

Как  может называться должность тех, кто выполняет в компании функцию  операционного управления персоналом и подразделением организации?

В данном случае никаких ограничений или требований профессиональный стандарт не устанавливает. Возможные наименования должностей указаны как: «Начальник структурного подразделения», «Руководитель структурного подразделения». Поэтому любое наименование  должности, включающее слово «начальник» или «руководитель», например, начальник отдела кадров, руководитель Департамента развития персонала и т.д.,  будет полностью соответствовать профессиональному стандарту.

Что значит 7 квалификационный уровень, который установлен для руководителя структурного подразделения?

Порядок определения квалификационных уровней установлен приказом  Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов". Уровни зависят от того какие полномочия имеет человек, который выполняет определенную функцию в компании, какую ответственность он несет, а также какие умения и характер знаний он должен иметь, для того, чтобы успешно реализовывать данную функцию.

7 квалификационный уровень, установлен профессиональным стандартом для руководителя структурного подразделения и  определяет то, что данные сотрудники в компании занимаются определением стратегии управления процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне подразделений.  И ответственность, соответственно, такой работник несет за результаты деятельности подразделений. 

Для того, чтобы успешно выполнять свои функции, необходимо уметь решать задачи развития области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, разрабатывать новые методы и технологии.

Знания, которыми необходимо обладать на 7 квалификационном уровне: понимание методологических основ профессиональной деятельности, создавать новые знания прикладного характера в определенной области, а также определять источники и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности.

Таким образом, уровень 7 действительно является стратегическим и инновационным. В соответствии с данным уровнем в профессиональном стандарте описаны и трудовые действия и конкретные требования к знаниям и умениям именно в области стратегического управления персоналом.  И именно 7 квалификационный уровень определяет то, что будут установлены достаточно высокие требования к образованию таких работников, наличию у них профильного образования и, обязательно, к опыту практической работы.

Какой опыт работы необходимо иметь специалисту, который руководит структурным подразделением в области управления персоналом?

Профессиональный стандарт устанавливает требования - наличия  не менее пяти лет в области управления персоналом.  То есть «карьерная лестница» в управлении персоналом выглядит так:  5 лет в управлении персоналом, например, специалистов по кадровому делопроизводству, менеджером по персоналу и т.д. и   после этого уже можно руководить структурным подразделением в области управления персоналом.

Какие требования к образованию руководителя структурного подразделения, предъявляет профессиональный стандарт?

Обязательно необходимо иметь высшее образование, причем бакалавриат не подойдет, только  специалитет или магистратура.

Также стандарт устанавливает требование к дополнительному профессиональному образованию. Необходимо получить  профессиональную переподготовку в области управления персоналом, операционного и тактического управления, а также пройти краткосрочное обучение по  программам повышения квалификации в   тех же областях.

Во всех ли случаях руководителю структурного подразделения в области управления персоналом  необходимо получать профессиональную переподготовку?  На самом деле нет. Если высшее образование получено по программе «Управление персоналом» или «Менеджмент», то проходить дополнительно обучение по программам профессиональной переподготовки уже не нужно, только  пройти обучение по программам повышение квалификации.

Если же у руководителя структурного подразделения  высшее образование, например, юридическое, то ему необходимо получать профессиональное образование по профессии по программам профессиональной переподготовки.

Обратите внимание, что профессиональная переподготовка получается в организации, имеющей образовательную лицензию, не менее 250 часов. По итогам обучения сдается квалификационный экзамен и получается диплом о профессиональной переподготовке, который подтверждает получение профессии.

Повышение квалификации – это совершенствование своих навыков в имеющейся профессии. Поэтому сначала эту профессию надо получить в виде высшего образования или профессиональной переподготовки, а потом уже повышать квалификацию в данной профессии.

Итак, с образованием разобрались, переходим к следующим положениям стандарта.

Что же входит в трудовые функции руководителя структурного подразделения?

Здесь важно разделять понятие трудовых функций и трудовых действий.  Эти термины, для целей разработки именно профессиональных стандартов, определены в Приказе Минтруда России от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" (п.2.), в котором даются следующие определения:

«вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

трудовая функция (для целей Рекомендаций) - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача».

Итак, какие трудовые функции выполняет руководитель структурного подразделения  при выполнении обобщенной трудовой функции «операционное управление персоналом и подразделением организации»:

  • Разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения
  • Реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения
  • Администрирование процессов и документооборота по операционному управлению персоналом и работе структурного подразделения

Именно, эти трудовые функции могут быть прописаны в трудовом договоре руководителя структурного подразделения согласно требований ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Трудовые действия при этом рекомендую вынести за пределы трудового договора и, при необходимости, закрепить в виде отдельных локальных нормативных актов: должностных инструкций, положений о структурных подразделениях или любых иных, принятых в компании.

Итак, что же можно включать в должностные обязанности руководителя структурного подразделения:

  • Анализ успешных корпоративных практик по вопросам стратегического и оперативного управления персоналом организации
  • Оперативное управление персоналом подразделения организации
  • Постановка оперативных целей по вопросам управления персоналом
  • Постановка задач работникам структурного подразделения, определение ресурсов для их выполнения, контроль исполнения
  • Разработка планов, программ и процедур в управлении персоналом
  • Разработка предложений по структуре подразделения и потребности в персонале
  • Разработка системы анализа и контроля работы персонала
  • Анализ планов и отчетности подчиненных работников, разработка предложений по улучшению показателей деятельности подразделения
  • Контроль, сравнение и анализ процессов в области оперативного управления персоналом, результатов управленческих мероприятий, определение факторов, вызывающих отклонение от плановых показателей
  • Разработка стандартов деятельности подразделения и унификация процессов
  • Разработка предложений по обеспечению персоналом, формированию систем оценки, развития, оплаты труда, корпоративным социальным программам и социальной политике
  • Разработка предложений о затратах и формированию бюджета на персонал
  • Разработка предложений по заключению договоров по управлению персоналом с поставщиками услуг и проведение предварительных процедур по их заключению
  • Подготовка предложений по развитию систем операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, по необходимым корректирующим и превентивным мерам
  • Проведение инструктажа по охране труда
  • Формирование отчетов о работе структурного подразделения
  • Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, бизнес-процессов организации, удовлетворенности персонала
  • Документационное оформление результатов операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, результатов аудита работы с персоналом
  • Подготовка и обработка запросов, уведомлений, сведений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы, общественные организации
  • Сопровождение договоров оказания услуг по вопросам оперативного управления персоналом и работе структурного подразделения, включая предварительные процедуры по их заключению
  • Выполнение требований по хранению информации о результатах действия систем операционного управления персоналом и работы структурного подразделения

Структурируем теперь знания и умения, которыми должен обладать тот, кто работает руководителем структурного подразделения в области управления персоналом.

На оценке указанных ниже знаний и умений и будет выстраиваться в дальнейшем независимая оценка квалификации.

Итак, какие знания должен иметь руководитель структурного подразделения, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта при выполнении функции операционного управления персоналом?

Разделим для удобства все указанные в профессиональном стандарте знания на 3 группы:

  • Базовые знания, которые,  как правило, приобретаются в процессе получения высшего образования, не зависимо от его специализации (направления) (специалитет, магистратура).
  • Знания, которые работник приобретает в конкретной организации и касаются специфики работы конкретной компании
  • Профессиональные знания, которые должен получить руководитель  именно в процессе получения профильного образования.

Итак, первая группа: базовые знания, которые, как правило, приобретаются в процессе получения высшего образования, не зависимо от его специализации (направления) (специалитет, магистратура):

  • Основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, экономики труда, безопасных условий труда
  • Нормы этики делового общения
  • Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
  • Основы документационного обеспечения

Вторая группа, это знания, которые работник приобретает в конкретной организации,  и  которые касаются специфики работы конкретной компании:

  • Цели, стратегия развития организации
  • Бизнес-план и бизнес-процессы организации
  • Политика управления персоналом и социальная политика организации
  • Основы производственной деятельности организации
  • Структура организации
  • Организационно-штатная структура организации
  • Локальные нормативные акты организации в области управления персоналом

Третья группа - профессиональные знания, которые не должен получить руководитель структурного подразделения именно в процессе получения профильного образования:

  • Теории управления персоналом и его мотивации
  • Теории и методы управления развитием персонала
  • Технологии оперативного управления персоналом организации
  • Методы, способы и инструменты управления персоналом
  • Методики планирования и прогнозирования потребности в персонале
  • Методы анализа количественного и качественного состава персонала
  • Методы управления развитием и эффективностью организации,
  • Методы анализа выполнения планов и задач, определения их экономической эффективности
  • Методы оценки работы структурных подразделений, результатов труда персонала
  • Методы проведения аудита и контроллинга оперативных управленческих процессов
  • Системы стандартов по бизнес-процессам, профессиям, нормам труда
  • Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала
  • Технологии и методы формирования и контроля бюджетов
  • Формы и методы оценки персонала и результатов их труда
  • Экономика труда

А также очень большой блок, специальных знаний в области законодательства:

  • Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
  • Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты  Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
  • Законодательство Российской Федерации по защите персональных данных
  • Основы миграционного законодательства Российской Федерации, в части привлечения и трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Основы административного законодательства в области управления персоналом и ответственности должностных лиц
  • Основы налогового законодательства Российской Федерации
  • Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации
  • Основы правового регулирования Российской Федерации  порядка  заключения гражданско-правовых договоров
  • Порядок урегулирования трудовых споров
  • Формы социального партнерства и взаимодействия с профессиональными союзами и другими  представительными органами работников, и иными организациями
  • Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по предоставлению учетной документации
  • Порядок оформления, ведения и хранения документации по системам операционного управления персоналом  организации и работе структурного подразделения
  • Порядок формирования, ведения банка данных и предоставления отчетности по системам операционного управления персоналом и работе структурного подразделения

Соответственно, выбирая программу обучения,  обязательно проверьте,  будут ли все темы, указанные в профессиональном стандарте  рассмотрены  в процессе учебного процесса.

И напоследок, что же должен уметь руководитель структурного подразделения, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта?

Умения, которые должны формироваться у человека имеющего высшее образование:

  • Соблюдать нормы этики делового общения
  • Вести переговоры с поставщиками услуг по условиям заключаемых договоров
  • Вести деловую переписку
  • Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях

А вот профессиональные умения, которые требуется иметь по профессиональному стандарту достаточно обширные:

  • Применять методы оперативного управления персоналом организации
  • Разрабатывать программы достижения целей и оперативного решения задач подразделений
  • Организовывать работу персонала структурного подразделения
  • Определять задачи персонала структурного подразделения, исходя из целей и стратегии организации
  • Определять зоны ответственности и эффективности работы персонала структурного подразделения, распределять задачи и обеспечивать материально-технические ресурсы для их исполнения
  • Контролировать исполнение поручений и задач, вносить своевременные коррекции в планы и задачи
  • Создавать и описывать организационную структуру, цели, задачи, функции структурного подразделения
  • Применять методы управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой
  • Определять, анализировать, моделировать и выстраивать внутренние коммуникации персонала
  • Производить анализ текущей деятельности структурного подразделения и внедрять процедуры по ее оптимизации
  • Разрабатывать проектные предложения и мероприятия по эффективной работе персонала
  • Контролировать процессы управления персоналом подразделений, определять их результативность и выявлять факторы отклонений от плановых параметров
  • Внедрять стратегию по управлению персоналом
  • Определять показатели эффективности работы персонала подразделения
  • Управлять мотивацией персонала, его вовлеченностью и дисциплиной труда
  • Составлять планы деятельности структурного подразделения организации
  • Составлять, рассчитывать, корректировать и контролировать статьи расходов на персонал, разрабатывать предложения по затратам на персонал для формирования бюджета
  • Представлять интересы организации и вести переговоры с профессиональными союзами и другими представительными органами работников, взаимодействовать с государственными организациями
  • Анализировать информацию по поставщикам услуг в области управления персоналом и по условиям заключаемых договоров
  • Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров
  • Контролировать исполнение договоров поставщиков услуг по вопросам персонала
  • Работать с информационными системами и базами данных по вопросам управления персоналом
  • Организовывать и проводить корпоративные мероприятия с персоналом
  • Анализировать, разрабатывать и оформлять документы по оперативным процессам и их результатам
  • Проводить аудит кадровых процессов, процедур, оформления кадровых документов и документов по управлению персоналом
  • Оформлять документы по операционному управлению персоналом и работе структурного подразделения, предоставляемые в государственные органы, представительные органы работников
  • Обеспечивать документационное сопровождение по системам операционного управления персоналом и работе структурного подразделения
  • Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового и архивного законодательства Российской Федерации и локальными актами организации

Большая часть указанных умений может быть получена в процессе получения профессионального образования (основного или дополнительного), часть умений работник приобретает в процессе профессиональной деятельности. Не зря ведь для того, чтобы работать в сфере операционного  управления персоналом, надо  отработать в сфере управления персоналом  не менее 5 лет.

Поэтому человек, который хочет развиваться в профессии, пройти независимую оценку квалификации и соответствовать требованиям профессионального стандарта, должен провести анализ того, насколько сейчас он соответствует всем указанным выше требованиям и по итогам этого либо разработать личный план своего профессионального развития, либо, при необходимости, пойти получать требуемое по профессиональному стандарту профессиональное образование.

Также именно сравнив имеющиеся у Вас сейчас знания Вы сами можете понимать по каким программам Вам нужно почитать профессиональную литературу, посетить краткосрочный семинар или тренинг или приобрести профессиональные знания и умения иным способом.

При этом часто именно руководители структурных подразделений в области управления персоналом включаются в состав рабочих комиссий (групп) по внедрению профессиональных стандартов.  Поэтому ко всем указанным выше квалификационным характеристикам рекомендуем добавить еще и знание порядка внедрения профессиональных стандартов и умение их внедрять.

Удачи Вам на пути Вашего профессионального роста!
Митрофанова Валентина

 

Комментарии

Комментирование отключено.