Профессиональные стандарты

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ 8 495 961 43 63
УЗНАЙ ВСЕ О ПРОФ. СТАНДАРТАХ!

Профстандарты для госкомпаний или для всех кроме них?

Сейчас на обсуждении находится проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов, в части требования, обязательных для применения обязательными для применения внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности», который призван определить особый порядок применения профессиональных стандартов указанными в названии проекта компаниями.

При этом проект менялся за последние две недели уже три раза с регламентирования обязательности применения профессиональных стандартов, до третьей редакции – которая уже оперирует формулировками «может», то есть уйдя в область – рекомендуемого порядка применения по решению самих госкомпаний.

Сейчас проект проходит стадию экспертизы и обсуждения и можно увидеть, что идея о том, чтобы стандарты для госкомпаний не были обязательными очень вдохновляет многих экспертов. И пока проект Постановления Правительства еще не принят, давайте  напомним несколько важных моментов, которые все-таки наверное надо учитывать при принятии  данного Постановления.

Первое: В том случае, если текст Постановления Правительства будет принят в том виде, что именно для государственных компаний, госкорпораций, бюджетных и иных (указанных в вышеуказанном перечне – для сокращения будем в рамках данного поста называть их «госкомпании») профессиональные стандарты не будут обязательными возникнет коллизия, что Трудовым Кодексом РФ установлено императивное определение термина «профессиональные стандарты» и требование в определенных случаях наименования профессий, должностей и квалификационные требования применять из профессиональных стандартов (определенное в ст. 57 Трудового кодекса РФ часть вторая абзац второй), а Постановлением Правительства РФ для отдельных компаний установлено иное.

И опять все юристы начнут в практике толковать данное противоречие по разному. Пословица «два юриста – три мнения, как ни в какой другой теме прекрасно демонстрируется в вопросах профессиональных стандартов». То ли применять Трудовой Кодекс РФ, так как он выше, то ли применять Постановление Правительства – так как оно устанавливает отдельный порядок для отдельных компаний, то ли тут противоречие не между Трудовым Кодексом РФ и федеральным законом Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (статьей 4), то есть два равных по силе нормативных акта и что применять: общий или специальный и т.д.

 

Второе: очень хочется напомнить, что когда в Трудовом кодексе появилось определение термина «профессиональные стандарты» и на всякий случай напомнить, что это такое: «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» (ст. 195.1. Трудового кодекса РФ), то формулировка «необходимой» как то создает проблему с тем, чтобы для одних это была необходимая характеристика, а для других – не очень необходимая. Причем, в пояснительной записке,   которая сопровождала прописание  такого термина в Трудовом Кодексе было указано следующее: «Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 (абзац второй пункта 2) с целью законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями - государственными и муниципальными организациями,  а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию».

И далее, «Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

В этих целях законопроект создает условия для активизации деятельности государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, что позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) указанными учреждениями и организациями.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, в части обязательности применения профессиональных стандартов».

То есть, то, что позиционировалось при внесении поправок в Трудовой кодекс  РФ, сейчас полностью дискредитируется текстом указанного проекта Постановления Правительства РФ.

Третье: Понятно, что это не самый главный аргумент, поэтому привожу его практически последним. То, что сейчас предлагается прописать в Постановлении Правительства РФ противоречит тому, о чем постоянно говорит в части профессиональных стандартов Президент РФ. Для примера привожу прямую речь Президента РФ с собрания, проводимого 9 декабря 2013 года: « Вместе с тем уже сейчас очевидны проблемы, которые впоследствии могут обесценить конечные результаты всей этой работы. Главное – профессиональные сообщества недостаточно встроены в эту работу, не всегда удовлетворены качеством создаваемого продукта. А это, как мы понимаем с вами, важнейший элемент всей этой совместной деятельности. Может получиться так, что текущая работа будет проведена, а закончится она тем, что всё это будет отправлено в корзину и будет где‑то просто лежать на полках.

Многие компании, как частные, так и государственные, формируют стандарты для внутреннего потребления, но пока со всеми остальными коллегами по цеху, да и по экономике в целом делиться не спешат. В целом, бизнес недостаточно мотивирован к участию в создании профстандартов, думает, что его усилия не будут востребованы. Государство должно дать ясный сигнал, что стандарты будут внедрены на практике. Поэтому предлагаю начать, что называется, с себя. Профстандарты, в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений». 

Понятно, что не все, кто разрабатывает данный проект Постановления Правительства и дает на него экспертизу были на этом заседании. Но текст всех выступлений Президента о профессиональных стандартах, а также ежегодные обращения к Федеральному собранию, в каждом из которых обязательно поднимается вопрос по профессиональным стандартам есть в открытых источниках в интернете. В частности, проверить точность приведенной цитаты, и ознакомиться с полным текстом выступления Президента можно здесь: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19812 и http://asi.ru/news/14290/.

Кроме этого возникает странный вопрос,  связанный со всей стратегией внедрения и применения профессиональных стандартов в стране. А также логичный вопрос: а для чего в стране выделены такие огромные средства на разработку и внедрение профессиональных стандартов? Для чего должна перестроится вся система образования в стране под профессиональные стандарты? Для чего как одна из важных задач выстраивается в стране система независимой оценки квалификации? Если самый главный работодатель в нашей стране – государство и работодатель, где государство является участником сможет игнорировать в своей работе профессиональные стандарты?

Система образования будет готовить специалистов только для коммерческих организаций? А почему в основном по факту в разработке стандартов принимают участие именно госкомпании? То есть госкомпании, в составе рабочих групп написали стандарты для всех кроме себя?

И система оценки квалификации будет выстраиваться для коммерческого бизнеса? И в чем тогда вообще ее смысл? Работник обратился в независимый центр оценки квалификации, прошел испытания, получил сертификат, что он соответствует требованиям профессионального стандарта и пришел в госкомпанию, которая может сама устанавливать функции (в том числе объединяя из нескольких стандартов) и сама устанавливать квалификационные требования? В чем смысл тогда этой системы оценки квалификаций?

Опять же прямая цитата из речи Президента: «Неотъемлемой частью создаваемой системы должен стать механизм подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Для этого необходимо выстроить целую сеть независимых сертификационных центров. Они должны подтверждать профессиональный уровень специалистов. Такая оценка призвана служить своего рода паспортом профессиональной состоятельности человека при приёме на работу».

Пока Постановление Правительства РФ не принято.  Надеюсь, что у экспертов, которые будут писать замечания к нему есть системное видение и понимание  логики построения системы профессиональных стандартов на уровне государства. Если же, как иногда бывает – частный интерес будет выше государственных задач – мы опять получим то, что периодически получаем в правоприменительной практике. В общем,  опять правоприменитель  запутается в правовых вопросах, и ладно бы только работодатели тут токовали нормы Трудового кодекса РФ, майских указов Президента, актов Правительства РФ и актов Минтруда РФ, речей Президента  как кому заблагорассудится, но масла в огонь подольют  наверняка  и контролирующие и судебные органы. В общем, как обычно, скучно не будет и юристы без работы не останутся точно.

 

 

Комментарии

Комментирование отключено.